Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу. У ребёнка пятого года жизни продолжается интенсивный рост и развитие всех физиологических систем и функций организма. Существенно увеличиваются росто-весовые показатели, жизненная ёмкость лёгких, общая выносливость. Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным для развития у ребёнка ловкости и гибкости, что позволяет ему овладеть прыжками, ходьбой и бегом. В этом возрасте ребёнок уже достаточно хорошо ориентируется в пространстве; он начинает интересоваться ходьбой на лыжах, с интересом съезжает с гор на санках, ледянках и др.
На пятом году жизни необходимо продолжать гигиеническое воспитание ребёнка: самостоятельно выполнять водные и простейшие закаливающие процедуры (мытьё рук до локтя, умывание водопроводной водой и т.д.); нужно приучать ребёнка внимательно следить за своим внешним видом и самостоятельно устранять неаккуратности в одежде.
Познавательное развитие у ребёнка данного возраста продолжается по следующим направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребёнка в окружающей обстановке, обогащаются его представления о мире. Также формируется символическая функция мышления, внутренний план действий при активном взаимодействии со взрослыми ребёнок начинает познавать новые свойства различных объектов и отдельных природных явлений, что позволяет ему каждый день делать удивительные открытия. Неслучайно детей этого возраста называют «почемучками».
В 4-5 лет ребёнок при помощи взрослого начинает понимать, что относится к живой и неживой природе, что сделано руками человека, как устроена жизнь людей. Взрослый знакомит ребёнка с тем, где находятся те или иные учреждения, магазины, кто и какую работу там выполняет, что может делать ребёнок сам. В этом возрасте он так же начинает усваивать правила безопасного поведения в детском саду, на участке, на улице, в лесу. Ребёнок замечает, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы и сделаны из разных материалов.
Интересно ребёнку и ощущать, что предметы имеют разный вес, объём, внешние и внутренние характеристики и обозначать каждую характеристику словами.
Малыш узнаёт, что живёт в России, в городе (название), какие существуют праздники в разное время года и как люди к ним готовятся.
Развитию речи предаётся большое значение во всех видах деятельности ребёнка. Взрослый должен постоянно вовлекать ребёнка в речевой диалог, речевое взаимодейтствие не только со взрослыми, но и со сверстниками.
К этому возрасту всё более расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются и возможности в восприятии художественной литературы. Ребёнок не только способен эмоционально и целостно воспринимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды оценивать поступки персонажей.
Внимательное, заботливое отношение взрослого к ребёнку, умение поддержать его познавательную активность и самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного и полноценного развития ребёнка.
Веремьёва Наталья Михайловна
воспитатель средней группы